жизнь легендарного психиатра
КАЩЕНКО Пётр Петрович
1859-1920
жизнь
легендарного
психиатра
КАЩЕНКО Пётр Петрович
1859-1920
Дядя был инициатором и сторонником различных нововведений. При нём были отменены смирительные рубашки.
Он входил к буйным больным без сопровождающих санитаров.
И поскольку он входил уверенно и спокойно, они как-то сразу затихали. Дядя был человек спокойный и какой-то… лучезарный
Из воспоминаний Анны Всеволодовны Кащенко
Пётр Петрович Кащенко
Легендарный российский психиатр
Родился будущий врач-психиатр 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко и дочери коллежского асессора Анны Павловны Чернышевой. Вместе с воинской частью семья часто переезжала, и в 1863 году семья обосновалась в Ейске, где среди Кубанского казачьего войска и прошло детство и отроческие годы Петра.

Петя с детства интересовался медициной. Он охотно изучал отцовскую библиотеку, часами разглядывая анатомические атласы, а в подростковом возрасте умел оказывать первую помощь не хуже иного фельдшера. В 1868 году он поступил в Кубанскую войсковую гимназию. Особое место среди увлечений Петра занимала игра на народных инструментах и исполнение украинских (малороссийских) песен. Когда Пете было 15 лет, неожиданно скончался отец. Мать осталась вдовой с 8 детьми, самому младшему из которых был всего 1 год. Окончив гимназический курс, Петр поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет, где учился блестяще, но средств на учебу не хватало, поэтому обучение он продолжил Москве, где матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию в Московском университете.
Однако окончить Московский университет отличнику Кащенко так и не удалось. Российские университеты в то время были центрами вольнодумства, и почти везде возникали студенческие революционные кружки. Присоединившись к московскому студенческому братству, Петр стал активным участником революционного кружка и тут же попал под наблюдение жандармов.
В 1881 году Кащенко готовился закончить университет
(до окончания и получения диплома ему оставалось всего 2 месяца), как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами императора Александра II. Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. На этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу, за что был исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь.
За его деятельностью следили и в Ставрополе. Единственной работой, которую удалось найти Петру, было преподавание пения в женской гимназии — пригодилось детское увлечение музыкой. Кащенко оказался талантлив и в этом деле — учитель музыки скоро прославился на весь город. Музыкальная слава обогнала Петра Петровича, и после переезда в Казань он сразу же получил предложение стать хормейстером в оперном театре.
В 1884 году Петр Петрович был освобожден из-под гласного надзора полиции и смог продолжить образование в Казанском университете, в который
в то время направляли всех неблагонадежных студентов. Именно
в Казанском университете впоследствии начнется революционный путь Владимира Ульянова-Ленина.

Решающую роль в определении будущей медицинской специализации для Кащенко сыграла фигура одного из преподавателей. Личность доктора медицины Льва Рагозина, одновременно исполняющего обязанности директора Казанской психиатрической больницы, была образцом для подражания во всех отношениях.
В 1885 году Петр Петрович получил степень лекаря и звание уездного врача. Он переезжает в Тверскую губернию и устраивается на работу врачом-психиатром в первую в России специально выстроенную психиатрическую больницу-колонию в селе Бурашево. Ее создатель и главный врач Михаил Литвинов реализовал самые передовые для того времени запросы в лечении душевнобольных, сочетая медикаментозную терапию и терапию средой, труд и меры нестеснения. Пациенты жили не в палатах, а в уютных деревянных домиках, свободно перемещались по территории, сами себя обслуживали, посильно участвовали в общественной жизни.

Русская психиатрия в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма.
Вместе с Литвиновым и другими врачами Кащенко непрестанно совершенствовал лечебный процесс, активно способствовал улучшению содержания больных, организовывал для них концерты и лечебно-трудовые процессы, которые были в то время основным средством лечения душевнобольных.

В 1889 году молодого и перспективного врача Петра Кащенко по рекомендации Рагозина распределяют в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической лечебницы. Это было помещение бывших конюшен, сырое, темное, с каменным полом. Здесь широко применялись меры стеснения. В изоляторе Кащенко увидел больного, прикованного к полу цепями, и приказал немедленно его освободить.
Петр Петрович объявляет курс на социализацию больных — уважительное и внимательное отношение, хорошее питание и минимум медикаментов, совместное чтение книг, любительские спектакли, чаепитие с самоваром и пряниками за круглым столом. Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором — для чего пришлось даже вспомнить уроки музыки и пения, которые Петр Петрович давал гимназисткам в ставропольской ссылке. Настольные игры, гимнастика и футбол.
А еще диетическое питание — позже этому аспекту терапии Кащенко даже посвятит отдельную книгу под названием «Здоровый стол».
Большое внимание Петр Петрович уделял трудотерапии. Он писал: «Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается». При больнице действовали теплицы и мастерские, в которых все делалось силами пациентов.
На посту главврача Кащенко в масштабах губернии реализовал патронажную систему психиатрической помощи: больных, находящихся в состоянии ремиссии, он определял в деревенские семьи. От больницы крестьяне получали за это деньги — и лишние рабочие руки, а больным в домашних условиях было гораздо комфортнее, часто болезнь отступала. Кащенко же в свою очередь следил, чтобы необычных постояльцев не обижали, нормально кормили-поили, относились бы к ним уважительно. Называлась такая форма психиатрической помощи «посемейный патронаж».
Поскольку отделения продолжали переполняться, он ставит вопрос перед Нижегородской губернской земской управой о строительстве психиатрической колонии для пациентов-хроников в селе Ляхово. Она была построена с помощью благотворителей и открыта в феврале 1901 г. Благодаря большому подсобному хозяйству пациенты трудятся на огородах, в теплицах и в мастерских. За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны.
В 1904 году в Московской психиатрической больнице на Канатчиковой даче возникла вакансия главврача. Претендентов было много, «Новости дня» за тот год сообщали:
«На вакантную должность главного доктора Алексеевской психиатрической больницы заявили желание конкурировать восемь лиц и в числе их из наиболее известных ныне исполняющий обязанности главного доктора этой больницы господин Мальшин, директор нижегородской психиатрической колонии известный психиатр Петр Петрович Кащенко, господин Мендельсон и другие».
Выбрали Петра Петровича.
В Москве Кащенко продолжил применять новые методы лечения, которые уже использовал для своих пациентов в Нижнем Новгороде. Первым делом он повелел снять решетки с окон больницы, ввел обязательные регулярные прогулки. Для пациентов была организована мастерская, желающие имели возможность играть в струнно-духовом оркестре и участвовать в любительских спектаклях. Особое внимание Кащенко обратил на положение младшего персонала, который жил в полуподвале жилого корпуса и на чердаках, имея очень низкое жалованье. В короткий срок он сумел добиться от городской управы сокращения рабочего дня и увеличения жалованья для персонала более чем вдвое.
Были построены деревянные жилые бараки, часть сотрудников переведена в город на съемные квартиры, за которые платила больница. В результате весь младший и средний персонал получил отдельные комнаты. Петр Петрович организовал курсы для обучения персонала правильному уходу за душевнобольными, в программу которых входили теоретические и практические занятия. Эти курсы и после его отъезда еще много лет называли «школой Кащенко».
Во время революционных событий 1905 г. в Москве Кащенко сам не принимал в них участия, но открыл на территории больницы столовую и медицинский пункт для оказания помощи раненым, считая это своим врачебным долгом.
В начале 1907 г. Кащенко был отозван в Петербург для работы в строившейся по его плану больнице в Сиворицах. С глубоким сожалением расставался персонал Алексеевской больницы со своим главным врачом. На память врачи и младшие служащие подарили ему альбом с видами больницы и золотые часы.
Сиворицкой психиатрической больницей под Петербургом Кащенко руководил в течение 10 лет, продолжая совершенствовать обслуживание больных, улучшать их содержание и лечение.

В терапии соблюдался принцип «нестеснения», пациенты могли заниматься музыкой, ставили театральные постановки, большое значение имело водолечение, электропроцедуры. В целом эта больница стала образцовой психиатрической клиникой, причем в международном масштабе. Петр Петрович открыл патронаж в ближайших селах, школу для повышения квалификации персонала, клуб для проведения увеселительных вечеров и концертов, в которых участвовал и сам со своей семьей.
Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с воторгом и радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Кащенко разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР, выводя ее на новый уровень, основанный на принципах, опробованных им в масштабах губернии. Большое внимание он уделял внебольничной, патронажной и диспансерной, психиатрической помощи. Авторитет Кащенко был крайне высок. Он занял пост главы Центральной нервнопсихиатрической комиссии при Наркомздраве РСФСР, став фактически главным психиатром республики.
Последние годы своей жизни Петр Петрович провел в Москве.
В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире.
Но доктора Кащенко подвело здоровье. Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства. Операция вызвала осложнения, от которых прославленный врачеватель душевнобольных скончался 19 февраля 1920 года.

Петр Кащенко был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище в Москве, на его могиле высечена эпитафия:
«Основателю русской психиатрии».
Дядя был очень весёлый, доброжелательный, спокойный. Когда приезжал к нам, собирал всех ребят: меня с сестрой, моих кузенов и кузину, — и устраивал какие-то игры, объединял нас. Сам играл на пианино и, как мне кажется, это всегда была импровизация. Втягивал в эти забавы и взрослых, в частности моего отца, с которым они придумывали смешные, веселые «дивертисменты». Для нас детей его приезды были всегда большим праздником, столько непосредственного веселья, доброты, сердечности было в его отношенияи к нам. Обаяние этого человека усиливалось еще и тем, что он был прекрасным рассказчиком. Очень приятный был человек. Когда он приезжал, мы, помню, очень радовались:
«Дядя Петя приехал!»
Из воспоминаний Анны Всеволодовны Кащенко
Кащенко пётр петрович
Кащенко ввел в психиатрию гуманизм, сумел поменять отношение общества к «умалишенным»: если до него их просто боялись и стремились изолировать, то после психически больные пациенты стали вызывать сочувствие и сострадание, желание помочь. Организаторский талант, обстоятельность, с которой он подошел к вопросу, и трудолюбие помогли ему организовать систему настоящей помощи душевнобольным. Петр Петрович всю свою жизнь посвятил поиску путей и средств, для облегчения страданий больных людей, и для создания приемлемых условий работы обслуживающего персонала. На его примере можно увидеть, как много может сделать человек, обладающий даром творческой мысли, гибкостью ума и колоссальной энергией.
Спасибо за внимание!
Почитайте и о других легендарных личностях
в психиатрии!
сказать( )не могу( )молчать
поставь свою запятую
+7 (915) 214 214 6

pkb1alekseeva@gmail.com
Made on
Tilda